Насколько мы, на самом деле, являемся авторами своей личности и своей жизни соответственно?
Эрих Фромм сказал – «вся жизнь индивида – это ничто иное, как процесс рождения самого себя. Мы, наверное, рождаемся окончательно к моменту смерти, хотя трагическая участь большинства людей – умереть, не успев родиться».
Можно ли гордиться своей национальностью, местом рождения, родным языком, родословной своей семьи, цветом глаз или кожи? Кто-то сказал, что гордиться такими вещами всё равно, что гордиться тем, что родился во вторник. Человек ничего не сделал для приобретения этих определённостей, это не следствия его личной заслуги или выбора. Это данности, которые он получил с рождения. Или можно сказать – судьба.
Можем ли мы ставить себе в заслугу нашу высокую общительность, стрессоустойчивость, энергичность, быстроту мышления и реакций или, напротив, — нашу неторопливую вдумчивость, созерцательность, потребность к уединению, особую чувствительность к своему внутреннему и внешнему мирам?
Человек уже рождается с определённым типом нервной системы (темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик или флегматик ), которая определят скорость процессов возбуждения и торможения, эмоциональную устойчивость и активность воли.
А немецкий психиатр Эрнст Кречмер, например, создал теорию, согласно которой характер человека определяется его телосложением (астеническое, пикническое или атлетическое).
Таким образом, получается, что и темперамент наш и основные черты характера – это тоже данность.
И нельзя из меланхолика сделать холерика, хотя, к сожалению, многие пытаются. Например, когда родители из чувствительного, эмоционального мальчика хотят вырастить «настоящего мужика» — отдают его на агрессивный спорт, стыдят за проявление эмоций и т.д..
Или, наоборот, когда активную, весёлую и общительную девочку стыдят за «чрезмерную» активность, неусидчивость и попытки проявлять лидерские качества.
Тогда, совершенно точно, человек может и должен гордиться своими принципами, верой, убеждениями, понятиями о добре и зле? Ведь эти вещи — следствие выбора, а значит, и заслуга самого человека?
Но и здесь всё может быть не так однозначно.
Например, зачастую, религию человек принимает ту, которая распространена в его стране или национальной группе и тут, кстати, особенно поражает, с какими, иногда, рвением и яростью люди утверждают истинность и превосходство именно и только их веры, меж тем, по сути, не выбирая её осознанно, но являясь приверженцами только по факту рождения.
Похоже обстоит дело и с убеждениями и принципами (в том числе – моральными). На большой процент эти аспекты также обусловлены средой — страной, культурными традициями, языковой и национальной группой, финансовым положением.
Например, в нашей культуре, мы оплакиваем смерть своих близких.
Мы на самом деле горюем, страдаем и можем очень тяжело и долго переживать утрату. И нам может казаться, что и не может быть по-другому, это общечеловеческая черта.
Но, например, для жителей Бали – похороны – радостный праздник. Они считают жизнь неестественным состоянием, а смерть – освобождением души.
Так же, совсем по-разному относятся к смерти домашних животных городские и сельские жители.
Мы действуем так, как принято в нашей среде. И не только действуем, но и чувствуем. И по большей части – бессознательно.
В европейских странах сегодня большую значимость обретает ценность личного времени и пространства человека (сокращается рабочая неделя, люди предпочитают удалённую работу, чётко разделяют рабочее и личное время).
В то же время, в Японии можно встретить спящих прямо на тротуаре или на полу вагона метро людей. И это не «антисоциальные элементы», а успешные менеджеры в дорогих костюмах. Люди в буквальном смысле падают от усталости и это поощряется обществом и даже является поводом для гордости. Не личная жизнь является приоритетом, но цели и успех работодателя.
Так где же тогда наше подлинное «Я»? И существует ли оно в принципе — «Я», которое не обусловлено генетикой или средой? В конце концов, бытие — определяет сознание?
На эти вопросы мы и отвечаем всю свою жизнь (или не отвечаем, но вот именно здесь человек сам выбирает – брать ли ему на себя ответственность за решение этих задач или нет).
Человек принимает решение – идти ли ему привычным путём или приобретать свой собственный, уникальный опыт и опираться на него; делать ли выбор самому и нести ответственность за последствия или позволить делать выбор за себя «нормам» или обществу и традициям и, соответственно, и ответственность за последствия разделить.
А закончу цитатой Сергея Довлатова – «единственная честная дорога – это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь есть выявление собственным опытом границ добра и зла».
© Ольга Андреева